То, из чего исходит тибетская медицина в определении здоровья —
это понимание его как равновесия. Равновесия внутри тела, а также между
телом и проявлениями внешнего мира. По отношению к телу это равновесие
прежде всего выражается как гармония трех жизненных сил - ветра, желчи и слизи.
Три жизненные силы (тибет. — нье-па\ санскр. -доша, буквально: «вина») берут начало на духовном плане, возникая из трех первичных ядов, или омраченностей ума; слизь — из неведения, ветер — из желания и желчь — из ненависти. На физическом плане показателем их дисбаланса или равновесия и будут болезнь или здоровье.
Современный тибетский врач объяснил три жизненные силы с научной точки зрения следующим образом:
«Ветер — это жизненная сила. Он находится в ядре (клетки) и управляет обменом веществ.
Желчь — жизненная энергия. Это энергия, освобождающаяся в ходе реакций расщепления ферментов.
Слизь — понимается как соединяющая сила, синтезирующая новую протоплазму.
Жизненная сила (ветер) управляет как расщеплением, так и соединением. Она пребывает в ядре каждой клетки. Болезни зависят в первую очередь от нарушения равновесия ветра. Болезни соединяющей силы (слизи) и жизненной энергии (желчи) смешиваются с жизненной силой (ветер).
Жизненная сила (ветер) имеет пять подвидов, которые циркулируют по телу.
Жизненная энергия (желчь) делится на два вида: тонкую и большую. Тонкая жизненная энергия пребывает в клетках; большая распределена по всему телу и также имеет пять подвидов.
Соединяющая сила (слизь) тоже имеет пять подвидов и распространена по всему телу».
Применение тибетской медицины подразумевает знание того, как перенастроить равновесие жизненных сил, уменьшая или усиливая их посредством определенных качеств пищи, образа жизни, лекарственных трав и прочих методов лечения. Тибетская медицина описывает многочисленные качества, вкусы и силы, связываемые с ветром, желчью и слизью, которые также присущи различным веществам — растительного, минерального и животного происхождения, используемым в лекарствах.
Поведение и эмоциональные состояния также воздействуют на три силы. Например, гнев усиливает желчь, а желание усиливает ветер. Астрология и временные периоды также играют важную роль в тибетской медицине; каждая из трех сил связывается с определенным периодом дня, временем года и периодом жизни, в течение которого она активна. Типы строения тела и характер также связаны с тремя дошами. Например, в детях значительно преобладает слизь. Это отражается в их бездеятельности- избытке мокроты и непонятливости, являющимися признаками слизи. Для ребенка преобладание слизи нормально, но у взрослого это было бы болезнью избытка слизи. В назначения для лечения этого состояния входит массаж, упражнения для усиления активности, все виды пищи, уменьшающие слизь, и курс лекарств той же направленности.
Всеволод Орлов.
Три жизненные силы (тибет. — нье-па\ санскр. -доша, буквально: «вина») берут начало на духовном плане, возникая из трех первичных ядов, или омраченностей ума; слизь — из неведения, ветер — из желания и желчь — из ненависти. На физическом плане показателем их дисбаланса или равновесия и будут болезнь или здоровье.
Современный тибетский врач объяснил три жизненные силы с научной точки зрения следующим образом:
«Ветер — это жизненная сила. Он находится в ядре (клетки) и управляет обменом веществ.
Желчь — жизненная энергия. Это энергия, освобождающаяся в ходе реакций расщепления ферментов.
Слизь — понимается как соединяющая сила, синтезирующая новую протоплазму.
Жизненная сила (ветер) управляет как расщеплением, так и соединением. Она пребывает в ядре каждой клетки. Болезни зависят в первую очередь от нарушения равновесия ветра. Болезни соединяющей силы (слизи) и жизненной энергии (желчи) смешиваются с жизненной силой (ветер).
Жизненная сила (ветер) имеет пять подвидов, которые циркулируют по телу.
Жизненная энергия (желчь) делится на два вида: тонкую и большую. Тонкая жизненная энергия пребывает в клетках; большая распределена по всему телу и также имеет пять подвидов.
Соединяющая сила (слизь) тоже имеет пять подвидов и распространена по всему телу».
Применение тибетской медицины подразумевает знание того, как перенастроить равновесие жизненных сил, уменьшая или усиливая их посредством определенных качеств пищи, образа жизни, лекарственных трав и прочих методов лечения. Тибетская медицина описывает многочисленные качества, вкусы и силы, связываемые с ветром, желчью и слизью, которые также присущи различным веществам — растительного, минерального и животного происхождения, используемым в лекарствах.
Поведение и эмоциональные состояния также воздействуют на три силы. Например, гнев усиливает желчь, а желание усиливает ветер. Астрология и временные периоды также играют важную роль в тибетской медицине; каждая из трех сил связывается с определенным периодом дня, временем года и периодом жизни, в течение которого она активна. Типы строения тела и характер также связаны с тремя дошами. Например, в детях значительно преобладает слизь. Это отражается в их бездеятельности- избытке мокроты и непонятливости, являющимися признаками слизи. Для ребенка преобладание слизи нормально, но у взрослого это было бы болезнью избытка слизи. В назначения для лечения этого состояния входит массаж, упражнения для усиления активности, все виды пищи, уменьшающие слизь, и курс лекарств той же направленности.
Всеволод Орлов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий